Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 58 имени Героя Советского Союза Носаль Евдокии Ивановны

11

  

 

Центр тестирования ГТО Краснодар

1

 

Сетевичок.рф

1

 

Анкета для опроса получателей услуг о качестве условий образовательной деятельности в образовательной организации

 

1

 

Адрес

350910, г. Краснодар, улица им. Гоголя, 17

Телефон

Телефон приемной 

(861) 237-53-78

Имени Героя будем достойны!

 

                       

1

Носаль Евдокия Ивановна (1918-1943)

 1

        В наши дни сложно отыскать какую-либо сферу деятельности, где бы не принимали участие женщины. Однако так было не всегда. Было время, когда женщинам приходилось отстаивать своё право на любимое занятие, профессию, право защищать Родину. Сильные духом и настойчивые покоряли новые вершины, часто проявляя героизм наравне с мужчинами. Такой была одна из выдающихся женщин Никополя – Евдокия Ивановна Носаль.

 

 

Родилась 13 марта 1918 года в селе Бурчак, ныне Михайловского района Запорожской области, в семье крестьянина. Работала учительницей в городе Николаев. Окончила аэроклуб, Херсонскую авиационную школу в 1940 году. Работала инструктором - пилотом Николаевского аэроклуба. С 1941 года в рядах Красной Армии, призвана: Главным Управлением Гражданского Воздушного Флота.

С 27 мая 1942 года сержант Е. И. Носаль на фронтах Великой Отечественной войны. Сражалась на Южном и Закавказском фронтах. Была пилотом, командиром звена, заместителем командиpa эскадрильи.

Заместитель командиpa эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка  (218-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ). Это был первый в истории авиации женский полк.
 Гвардии младший лейтенант Е. И. Носаль совершила 354 боевых вылета на бомбардировку объектов противника  ( с общим налётом 489 часов ), сбросила 47957 кг бомб разного калибра. Обладала отличной техникой пилотирования и высокой эффективностью бомбометания. Так, например, за период с 10 ноября 1942 года по 22 апреля 1943 года совершила 139 боевых ночных вылетов, в результате чего произвела 19 сильных пожаров, вызвала 24 взрыва, уничтожила зенитную точку противника. Считалась одним из лучших летчиков полка

Наиболее эффективными за этот период были боевые вылеты: в ночь с 12 на 13 февраля 1943 года бомбила по скоплению автомашин противника у посёлка Поповическая. Точным бомбометанием вызвала 2 взрыва большой силы с пламенем огня. В ночь с 6 на 7 марта 1943 года бомбила по колонне автомашин противника по дороге к посёлку Славянская, вызвала 2 очага пожара с сильными взрывами. В ночь на 11 декабря уничтожала немецкие войска в посёлке Абинская, в результате прямого попадания вызвала 3 сильных очага пожара со взрывами.

В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года выполняла боевое задание по уничтожению войск противника в районе юго - западнее Новороссийска. После выполнения этого задания, на обратном курсе, самолёт попал в нисходящие потоки воздуха, в результате чего была потеряна высота и полёт нельзя было продолжать, так как рельеф местности превышал высоту. Носаль набрала высоту над уровнем моря. На высоте 1100 метров была обстреляна самолётом противника. Снарядом пробиты козырьки первой и второй кабины, гвардии лейтенант Носаль убита осколком. Штурман экипажа, Глафира Каширина, привела самолет на свой аэродром. 

Похоронена в посёлке городского типа Пашковский Краснодарского горсовета. Вместе с ней в братской могиле похоронены ее однополчанки- Полина Макагон, Лидия Свистунова и Юлия Пашкова. 
 

Указом Президиума Верховного Совета от 24.05.1943г. гв. мл. лейтенанту Носаль было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 
     Евдокия Носаль- первая летчица, удостоенная в годы ВОВ звания Героя Советского Союза. Бюст Героини установлен в пгт Михайловка Запорожской области. 

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Её именем школа № 58 в городе Краснодаре. В посёлке Михайловка Запорожской области на площади Победы установлен бюст Героини.

*     *     *

Евдокия Ивановна Носаль начала войну рядовым пилотом. Вскоре отважную лётчицу поставили командиром звена, а затем заместителем командира эскадрильи. За 20 дней июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов ночью на уничтожение механизированных частей и живой силы противника, водных переправ, железнодорожных эшелонов, складов. В результате точного бомбометания вызвала в стане врага 10 сильных очагов пожара, 18 сильных взрывов с пламенем и уничтожила 1 переправу. За это Евдокия Носаль была награждена орденом Красной Звезды. После этой награды она совершила 120 боевых вылетов и в каждом из них добивалась победы. Она вызвала 14 очагов пожара и 16 взрывов в расположении противника, разрушила 2 переправы через реку Терек, а на станции Ардон прямым попаданием уничтожила железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За отличное выполнение боевых заданий Дусю наградили орденом Красного Знамени.

После первой и второй правительственных наград Дуся ещё 139 раз летала на бомбардировку врага. Её мастерство росло от полёта к полёту и удары становились более точными. Теперь она вызвала в расположении немецких войск 19 сильных пожаров и 64 взрыва, уничтожила 1 зенитную точку.

В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль нанесла бомбовый удар по противнику юго - западнее Новороссийска. Это был её 354 боевой вылет. На обратном пути наш У-2 атаковал вражеский истребитель. Осколком снаряда Дуся Носаль была убита. Самолёт стал терять высоту. Штурман Гвардии старшина Каширина взяла управление машиной в свои руки и благополучно посадила её на своём аэродроме.

Дуся Носаль первой в 46-м Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза. Вслед за ней этого звания были удостоены ещё 22 лётчицы. Все они совершили по нескольку сот боевых вылетов, а на счету некоторых из них - более 1000.

*     *     *

Первая в полку.

1...Позади остались тёмные громады заросших лесом гор. В свете полной луны перед Дусей Носаль раскинулась панорама Новороссийской бухты, города. А вот и цель. Она медленно уходит под крыло самолёта.

- Ира, бросай !

Бомбы сброшены. Вот они уже разорвались, осветив на мгновение скопление автомашин и другой техники. Тут же с земли потянулись светящиеся полоски трассирующих пуль - проснулись фашистские зенитчики. Поздно !   Задание уже выполнено, и можно возвращаться домой. Дуся начала разворачиваться на обратный курс, осмотрелась - где-то рядом должны быть самолёты Нади Поповой и Марины Чечневой. Действительно, справа что-то блеснуло. Дуся успела рассмотреть длинный и тонкий фюзеляж самолёта. Он почти моментально скрылся. "Это не У-2... Фашист ! - мелькнуло в голове у Носаль. - Опять они ночников пускают..."

Тихоходный У-2 идёт к горам, к перевалу. "Заправят бензином, подвесят бомбы и опять прилетим сюда, дадим жару фашистам", - думает Дуся. Но встреча с ночным истребителем не выходит из головы, заставляет вспоминать недавнее прошлое...

В мае 1942 года полк прибыл на фронт. Сбылась мечта Дуси: теперь она сама могла мстить фашистам за своего первенца - сына, за разорённую Родину. Сколько времени она мечтала об активной борьбе !.. С первого же дня Дуся постоянно летает на задания. По 4 - 5, а то и больше вылетов в ночь делает отважная лётчица. Она просится на самые ответственные задания, рвётся в бой.

Часто ей говорили:

- Хватит на сегодня, Дуся. Устала ведь.

- Ничего, после войны отдохнём... Вот сделаю тысячу боевых вылетов, тогда, может, поменьше летать буду !

Тысяча боевых вылетов !   Кто из девушек их полка не мечтал об этом !.. Но многие думали об этой цифре как о чём-то едва ли достижимом. А Дуся поставила себе конкретную цель: сделать 1000 боевых вылетов, нанести максимальный урон фашистам.

И вот уже отмечался первый своеобразный юбилей - 100-й боевой вылет Дуси Носаль. От её бомб возникло 10 пожаров, взорвалось 18 складов с боеприпасами, перестала существовать 1 переправа.

2 сентября 1942 года. 100-й боевой вылет. Фашисты остановлены в предгорьях Кавказа. Но они ещё сильны, готовятся к новому наступлению, подтягивают резервы, подвозят боеприпасы, горючее. Задание - бомбить эшелоны врага на станции Ардон. Один за другим уходят самолёты. А вот очередь и Дуси. К моменту её подхода к цели станция была ярко освещена САБами. На путях несколько эшелонов. Какой из них выбрать ?   Вон тот, который разгружают. Не дать разгрузить !

Прямое попадание в один из вагонов вызвало сильный взрыв. Самолёт подбросило вверх, тряхнуло раз, другой, а потом уже нельзя было отличить отдельных бросков. На некоторое время самолёт потерял управление. Казалось, сейчас он развалится...

Её бомбы попали в эшелон с боеприпасами. От взрыва загорелись и стоявшие рядом цистерны с горючим. Дуся не любила хвалиться своими успехами. Но об этом вылете она написала мужу - лётчику, воевавшему где-то на другом фронте: "И вот ахнули !.. Думала, что и сами вдребезги разобьёмся. Страшный взрыв, а затем пожар... Я ещё за всю свою боевую деятельность не видела такого пожара после моих бомб..."

Постепенно увеличивается боевой счёт. К нему ещё прибавилось 14 сильных пожаров, 16 взрывов складов, 2 переправы...

Выполнено 215 боевых вылетов. Две правительственные награды украшают грудь Дуси - ордена Красной Звезды и Красного Знамени...

Война продолжалась. Правда, теперь уже немцы отступали, бежали с Северного Кавказа. Полк жил напряжённой боевой жизнью. Полёты, полёты... при любых условиях противодействия фашистов. И на самые ответственные и опасные боевые задания теперь посылали Дусю Носаль - её авторитет как опытного лётчика ни у кого не вызывал сомнения. К концу 1942 года Дусю назначили командиром звена, а потом и заместителем командира эскадрильи.

У-2 медленно приближается к горам. Высота 1500 метров. А в голове у Дуси всё новые и новые воспоминания. Немцы бегут. Нужно громить их на марше, в местах ночёвок. Не дать врагу опомниться, собраться с силами, организовать сопротивление. Огромный фронт - от Воронежа до Кавказских гор - пришёл в движение. На запад !   Долго, с огромным напряжением сил вся страна ждала этих дней...

Ночь с 9 на 10 декабря 1942 года. Дорога проходит через небольшой населённый пункт Кривонос. Здесь Дуся увидела колонну фашистов. Бомбы, сброшенные с самолёта, взорвались в середине колонны.

Февраль 1943 года. Наступление продолжается. И снова от бомб Дуси Носаль взорвалось 2 автомашины с боеприпасами среди скопления техники у посёлка Поповичевская.

Полёты, бомбёжки, пожары, взрывы... Несмотря на усталость, девушки полка летали на задания. Усталость... С ней не считались. Нужно летать, бомбить гитлеровцев. Отдыхали между вылетами, сидя в кабине самолёта.

"Знаешь, как крепко засыпаешь, когда прилетишь с боевого задания !   Только успеешь доложить, сидишь и сразу же незаметно уснёшь. Не слышишь, когда подвесят бомбы, заправят самолёт горючим !   А потом просыпаешься, быстро застегиваешь ремни - и снова в бой !"

Так писала Дуся своему мужу в те дни. А 23 марта 1943 года она сообщила ему о своем новом боевом юбилее: "Можешь поздравить с 300-м боевым вылетом  ( я писала тебе, кажется, что ЦК ВЛКСМ в честь 25-й годовщины РККА наградил меня часами )".

...Самолёт вдруг резко бросило вниз, к ставшим совсем близкими вершинам гор. "Нисходящие потоки... Не перетянем через перевал... Придётся возвращаться к цели и там снова набирать высоту". Дуся посмотрела на высотомер. Вместо 1500 метров он показывал сейчас только 700. Горы здесь значительно выше... Дуся развернулась и пошла обратно, туда, где несколько минут назад рвались её бомбы, где и сейчас ещё полыхает пожар. Самолёт продолжал терять высоту, хотя мотор работал на полных оборотах. "Ничего, сейчас выйдем из этого потока, наберём высоту..."

Выйти из мощного нисходящего потока воздуха удалось только над бухтой. Здесь и стала набирать высоту Дуся Носаль. Медленно движется стрелка на высотомере, гораздо быстрее проносятся мысли в голове...

Немцы тогда всё-таки сумели закрепиться, остановить наступление наших войск. Они создали мощную линию обороны, расхвалили её как неприступную. Каждую ночь летали девушки на эту "Голубую линию" бомбить узлы обороны, скопления войск. Особенно запомнились полёты на станицу Киевскую. Фашисты сосредоточили там много прожекторов, зенитной артиллерии. Появились и ночные истребители. За одну ночь девушки потеряли 8 подруг: "Мессершмитты" сбили 4 самолёта...

Тогда быстро нашли способ борьбы. Заходили с территории, занятой противником, бомбили с планирования с приглушёнными моторами, и прожектора не успевали поймать У-2 в свои лучи. Ночные истребители оказались бессильными в борьбе с тихоходными и ничем не защищенными лёгкими самолётами...

И вдруг вспомнилось всё предыдущее. Перед войной Дуся с мужем жили в Бресте - на самой границе. Они мечтали о ребёнке, о сыне, но утром 22 июня 1941 года их разбудили взрывы бомб... Муж начал свою боевую работу, а Дуся поехала к себе на родину. Однако ей пришлось сделать остановку. На свет появился долгожданный сын. Казалось, исполнилось желание супругов. Но война разрушила все мечты, отняла сына. После очередной бомбёжки роддом превратился в груды битого кирпича и обломков. С трудом разыскали Дусю под развалинами...

С первых же дней войны Дуся встречается со смертью, видит горе и страдания женщин, детей, всего советского народа. И жгучей ненавистью к врагу наполняется сердце молодой женщины. На этом испытания не окончились. Дальше пришлось эвакуироваться на автомашинах. "Наверное, я очень счастливая, - пишет Дуся сестре, - если уцелела одна из двадцати женщин, находившихся со мной в машине. Немцы строчили из пулемётов с бреющего полёта, и бомбы сыпались без конца..."

Наконец Дуся в родном селе Бурчай, Михайловского района, под Запорожьем. Здесь в селе её хорошо помнили. Она всегда была весёлой задорной певуньей, хорошо играла на гитаре, плясала. Вокруг неё постоянно собирался кружок молодёжи, и там подолгу не смолкали мелодичные украинские песни, слышался весёлый смех. Так было и когда она жила в селе, и когда училась в педагогическом техникуме, и когда работала учительницей в Николаеве и одновременно занималась в аэроклубе...

Такой её помнили все в селе. Но сейчас сюда вернулся совершенно другой человек. Одна мысль постоянно владела Дусей - мстить фашистам за поруганную землю, за разрушенные города и сёла, за страдания советских людей, за гибель своего сына !.. Она твёрдо решает идти на фронт.

- Родине нужны такие, как я. Я не могу сидеть в стороне, - говорит она отцу.

Её зачислили в полк лёгких ночных бомбардировщиков. Девушки быстро перезнакомились, сдружились. И в тылу, в период подготовки к боевым действиям, и на фронте весь полк жил как одна дружная, сплоченная семья, связанная единой целью. Успехи отдельных экипажей радовали всех. Особенно большим авторитетом среди лётного состава пользовалась прямая, откровенная, настойчивая и волевая Дуся Носаль. Она любила свою работу, летала с душой, получала удовлетворение от сознания выполненного долга...

Самолёт медленно набирает высоту. Внизу море. Вверху среди мириадов ярких южных звезд сияет полная луна. Вот в её свете снова промелькнул силуэт "Мессершмитта".

"Что-то он привязался к нам основательно. Увидел, наверное... - и Дуся посмотрела на фотографию мужа, прикреплённую к приборной доске: - Помоги, выручай, дружочек, почему сидишь ?!"

Так, она ещё совсем недавно писала мужу: "Ты летаешь вместе со мной. У меня на доске приборов вместо часов - твоё фото. Кто бы ни посмотрел, говорит, что я хитрая: мне не страшно летать, потому что ты со мной. Иногда случаются тяжёлые минуты, посмотришь на тебя и скажешь: "Помоги, выручай, дружочек, почему сидишь ?!"

Эта фотография, может быть, не раз поддерживала Дусю в бою. Её боевой счёт непрерывно увеличивался. Но Дусе всё мало. Только 354 вылета. До 1000 ещё далеко... "Выручай, дружочек, мы ещё повоюем !.."

Штурман Ира Каширина увидела, как огненный шар разорвался в кабине лётчика. Эта вспышка ослепила её на минуту... Самолёт перешёл в беспорядочное падение.

- Дуся !   Дуся !!! - Ира схватилась за ручку управления в своей кабине. Ручка не двигалась: Дуся Носаль безжизненно склонилась к приборной доске...

Постепенно самолёт начал выравниваться, нетвёрдо, но всё-таки стал держаться на постоянной высоте, а вот и взял курс домой... Ира Каширина борется за спасение машины. Тяжело ей приходится. Она только недавно стала летать штурманом. До этого работала техником. И вдруг вести самолёт в таких условиях...

На аэродроме командир полка, подруги ждали возвращения этого экипажа. Расчётное время кончилось, а его всё нет и нет... Но вот он появился. Лётчицы привыкли садиться почти в темноте. Дуся была отличным пилотом. Поэтому, глядя на приземлявшийся самолёт, все решили, что с экипажем что-то случилось: это не Дусин "почерк". Когда подруги подбежали к остановившемуся самолёту, то увидели безжизненное тело Дуси Носаль в передней кабине, окровавленную приборную доску...

Хоронили Дусю Носаль с воинскими почестями в станице Пашковской. Стоял тёплый апрельский день. Пышно цвели сады Кубани. Все знали, что Дуся любила природу, цветы. И вот, когда вырос могильный холм в центре станицы, десятки венков из живых цветов от подруг - однополчан и от местных жителей украсили его так, что не стало видно земли...

На самолёте Дуси Носаль стала летать Ирина Себрова. В передней кабине, как и прежде, на приборной доске находилась фотография Дусиного мужа. Она была забрызгана кровью Дуси и напоминала о героических делах славной лётчицы.

- Когда летишь на задание и смотришь на неё, - говорила Ирина, - сердце наполняется ненавистью к врагу и воюешь тогда с особенной злостью.

Евдокия Ивановна Носаль не сделала 1000 боевых вылетов, как мечтала, но она стала первым Героем Советского Союза в женском полку лёгких ночных бомбардировщиков.

Отважная Героиня похоронена в посёлке городского типа Пашковский  ( в административном подчинении города Краснодара ). Её именем названа МБОУ СОШ № 58.  В посёлке городского типа Михайловка Запорожской области Украины на площади Победы установлен бюст Героини.

Носаль Евдокия Ивановна

Они вместе учились, вместе проходили практику на полигоне, вместе ходили на лекции и в кино. Вместе окончили Херсонскую авиационную школу пилотов, их вместе и одновременно направили на фронт.

...Дуся была старше своих подруг-летчиц: ее муж, тоже пилот, воевал на другом участке фронта, а первенец — сынишка погиб в первые же дни войны от бомбежки. У нее был свой счет к фашистам. Может и поэтому она была так упорна, если дело касалось боевых заданий: могла еще и еще раз подниматься в воздух для бомбометания. За три месяца на ее счету уже была сотня боевых вылетов. Бывали дни, когда она не один раз поднимала в воздух свой По-2.

Подруги старались следовать ее примеру. Это было хорошее соревнование.

В июле 1942 года младший лейтенант Евдокия Носаль получила задание бомбить железнодорожную станцию, на которой скопились войска противника. Вылетела ночью. Ведомый умелой рукой По-2 неуклонно шел к цели. К моменту подхода самолета ракеты высветили станцию, были ясно видны скопления составов, автомашин и войск.

Дуся направила свой самолет на ближайший железнодорожный состав. Оглушительный взрыв тряхнул самолет, пламя ослепило глаза. Когда она уже отошла от цели, взрывы все продолжались, пламя раскатывалось по земле. Мелькнула мысль: значит, попала в эшелон с боеприпасами. И не ошиблась. Как впоследствии было установлено, эшелон с боеприпасами сгорел...

За два месяца боев бомбы, сброшенные Евдокией Ивановной, вызвали десять сильных пожаров, восемнадцать больших взрывов, была уничтожена одна переправа. В сентябре 1942 года лейтенант Носаль получила первую правительственную награду — орден Красной Звезды.

...Шли фронтовые будни. Росло боевое мастерство, накапливался опыт Евдокии Носаль. В декабре 1942 года она стала уже командиром звена, а еще через четыре месяца — заместителем командира эскадрильи.

Боевые вылеты следовали один за другим, как правило ночью, в любых метеорологических условиях. Их результаты — пожары, взрывы, разрушенные переправы и железнодорожные станции, уничтоженная боевая техника и живая сила противника. В декабре 1942 года Евдокия Носаль за отличное выполнение заданий командования была награждена орденом Красного Знамени.

В 1943 году обстановка на фронте изменилась. Началось наступление наших войск. Авиация во взаимодействии с наземными войсками очищала от врага родную землю. В марте 1943 года Дуся Носаль отмечала своеобразный юбилей: на ее счету было уже триста боевых вылетов. В честь 25-летия Красной Армии Центральный Комитет ВЛКСМ наградил ее именными часами.

...В ночь на 23 апреля 1943 года Евдокия Носаль совершила свой 354-й боевой вылет. Наши войска с тяжелыми боями преодолевали разрекламированную фашистами «Голубую линию» — систему укреплений северо-западнее Новороссийска. Бомбардировщики получили приказ помочь наземным войскам: бомбить технику и живую силу врага.

Выполнив задание, Дуся со своим штурманом Ириной Кашириной возвращалась на аэродром. И вдруг на них бросился вражеский «мессершмитт». Осколки снарядов пробили обе кабины, самолет стал терять высоту. Каширина обомлела:

— Дуся, ты меня слышишь? Дуся...

Но Дуся молчала. Ирина взяла управление на себя. Ей было очень трудно, не было практики самостоятельных полетов. Но она все-таки долетела и благополучно приземлилась на аэродроме. Дуся сидела в кабине, склонившись на штурвал: осколок снаряда угодил ей в самое сердце.

До сих пор в станице Пашковской старожилы вспоминают бесстрашную женщину-пилота, которую хоронили с воинскими почестями ранней весной 1943 года. У ее памятника почти всегда много цветов.

                  

Шмалько А.А.
Заведующая отделом новейшей и современной истории
Никопольского краеведческого музея
г. Никополь, Украина
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции

 

 

Носаль Евдокия Ивановна

 
        … Перед ночным стартом Евдокия читала письмо от подруги. Боевой самолёт подготовили к вылету и штурман Ирина Каширина позвала лётчицу. Они летели под Новороссийск. Чтобы подойти к городу, нужно было преодолеть горы, над которыми буйствовали сильные нисходящие потоки воздуха, самолёт неумолимо «подсасывало» к земле. Однако, благодаря своему опыту, лётчица уверенно справлялась с коварной стихией.
     Выполнив задание, самолёт лёг на обратный курс. Всё шло нормально. Как всегда в небе плясали лучи прожекторов, внизу остервенело лаяли зенитки. Бой как бой. Таких на счету экипажа немало. Подчас бывало и сложнее.
     Тут вдруг самолёт качнуло, и он юркнул вниз, словно провалился в яму. Тем не менее, Евдокии удалось выровнять машину, несмотря на мощные нисходящие потоки воздуха, которые прижимали маленький У-2 к земле. Стало ясно, что перескочить горную грядку не удастся. Необходимо было вернуться назад, чтобы набрать нужную высоту. Был риск, что немцы обнаружат самолёт – его выдавало голубое пламя из патрубков, однако убавить скорость не представлялось возможным. Машина падала вниз.
      При развороте Ирина Каширина заметила вражеский объект и, когда он стрелой проносился мимо их самолета, по глазам резанула вспышка разрыва снаряда. Каширину на мгновение ослепило. Машина начала беспорядочно падать. Ирина окликнула Евдокию, но та молчала. Штурману пришлось взять управление. Самолёт нехотя выровнялся, приняв нормальное положение. Но штурвал поддавался с трудом. Ирина увидела, что лётчица то и дело сползала с сиденья, прижимая его своим телом.
      Каширина привстала, левой рукой взяла подругу за плечо и подтянула к себе, другой рукой повела самолёт. Развернулась и повела машину к линии фронта.
      Когда У-2 с трудом «перетягивал» через передовые позиции, немцы обнаружили его и обстреляли ураганным огнем. Но эту преграду летчицы преодолели.
      На своём аэродроме сразу заметили, что с пришедшим самолетом неладное. Он несколько раз заходил на посадку, однако не мог приземлиться. Только при шестой попытке наконец-то сел. Когда к самолёту подбежало несколько подруг-лётчиц во главе с командиром полка Бершанской, Ира Каширина тихим, дрожавшим голосом сообщила, что летчица Дуся Носаль убита…
       Так ушла от нас одна из лучших летчиц – Евдокия Носаль. Она погибла во время своего 354-го боевого вылета. Мечтала стать первой «тысячницей» в полку и достигла бы своего, если бы вражеский снаряд не оборвал её жизнь.
       Евдокия Ивановна Носаль была первой в своём полку, кому присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно, 24.05.1943 г.), и первой лётчицей Великой Отечественной войны, удостоенной этого высшего воинского звания.

 

1

 

 

г. Никополь. Парк Победы. Аллея Славы. 2011 г.

 

Через несколько дней мы отметим знаменательную дату - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне!

75-летие Великой Победы - это 75 лет гордости за мужество, за огромные подвиги и самопожертвование великого народа!

Наша школа носит имя Евдокии Ивановны Носаль, лётчицы 46-го женского гвардейского авиаполка ночных бомбардировщиков.

Имя Евдокии Ивановны Носаль вошло в историю нашей Родины, как пример стойкости, мужества, и героизма! Мы знаем, на кого равняться. Мы знаем, кому подражать. Мы знаем, за кем идти. Память о ней всегда будет жить в наших сердцах!

29.04.2020г на фасаде здания размещен барельеф Герою Советского Союза Е.И. Носаль. Инициатором создания барельефа выступили педагогический коллектив, учащиеся и выпускники школы, ветеранские организации, депутаты ЗСК и городской думы Краснодара. Автором проекта стал скульптор Владимир Николаевич Золотухин.

Для нас важен пример наших предков, тем, что самопожертвование, мужество, стойкость духа и любовь к Родине стало для многих образом жизни! Это огромный нравственный урок будущим поколениям!

Героические подвиги Великих людей навсегда вписаны в историю нашей страны и школы!

Единое окно цифровой связи

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!Сообщить о проблеме

              

   

               

    

     

 

                                                                                   Куда обратиться за помощью?